Эти вопросы- отдельные темы для обсуждений могут показаться « уже избитыми» : их обсуждение давно и много ведётся на различных интернет – ресурсах, в том числе и на площадке любимого ДК. Но «острота вопроса» в связи с кризисом, на мой взгляд, только возрастает. Поэтому решил « вставить и свои 3 копейки», основанные на личном и не бесспорном опыте. Поскольку несложно поддерживать вовлечённостьи ответственность в априори хорошо зарабатывающих компаниях(стабильно « выигрывающих» на торгах, или «сидящих на обязаловках для бизнеса»), действительно супер-рыночных компаниях (их, видимо, сегодня можно найти преимущественно на рынках IT-услуг), и щедро финансируемых « кем-то » интересных проектах. А как быть если дела обстоят, увы, не так ? Будем вести речь дальше о « среднестатистическом» местном малом и среднем бизнесе - фундаменте региональной экономики. Которому сегодня, увы, очень нелегко.
Будем говорить в дальнейшем о людях, имеющих « здоровый » (т.е. без фанатизма, вполне материальный) энтузиазм в отношении порученного дела (функционала, фронта работ, проекта). Что же можнодополнительно предлагать и делать для повышения их вовлечённости в борьбу за успех компании, в повышении ответственности за личный и общий результат, используя иные приёмы помимо присловутых « кнута и пряника», «переходящей майки победителя» и прочих, хорошо известных нематериальных приёмов ?
1. Конечно,в первую очередь - проводить воспитательную работу на этот счёт. Да, со взрослыми людьми ! Умело используя для этого многообразие практических приёмов, начиная от личного примера руководителя, индивидуальных и коллективных коротких бесед, и заканчивая «воспитанием с помощью коллектива», «влиянием неформальных лидеров».Последние приёмы, конечно, уже из разряда «чрезвычайных! ! При этомнужно учитывать и личность каждого воспитуемого, и складывающуюся каждый раз ситуацию.
2. Использовать механизм « делегирования полномочий руководства проектом». Конечно, на это « можно пойтить», как говорил В.И. Чапаев, не всегда и не со всеми. Но приём работает в отношении честолюбивых людей!
3. Использовать механизм « внутреннего квазипредпринимательства», когда собственники готовы делить с подразделениями или отдельными сотрудниками получаемую чистую прибыль при условии их предпринимательского ответственного за результат подхода к порученному делу.
4. Использовать … юмор и ещё раз юмор (в переходом, при необходимости, почти в сарказм), когда проводится оценка тех или иных « не очень ответственных и не очень вовлечённых деяний». Здесь массу примеров и приёмов дают известные юмористы, великие писатели и поэты России, режиссёры – постановщики и артисты любимых народом кинобестселлеров.
5. Использовать приём, который я называю « автора к ответу».
По русскиговоря, « сам накосячил - сам и исправляй, и очень быстро».
6. Использовать приём, который я называю « страна должна знать своих героев». Т.е. перед коллективом не скрывать (это, конечно, крайняя мера!), по чьей вине ….
7. Использовать приём «дифференцированного отношения » к сотрудникам : заслужил дружеского отношения со стороны руководителя - получи его (можно даже и на «ты» с начальником, и похлопать его по плечу, и выпить с ним «рюмку чая»), заслужил формально-отстраненного отношения - получай и его.
Можно изучать и другие приёмы, если хочется стать « мастером управления».
Ваш М.А.Г.